Предметно-языковое интегрированное обучение (Content and Language Integrated Learning, CLIL) – это двунаправленный образовательный подход, в котором дополнительный (иностранный) язык применяется для изучения и обучения как предмета, так и самого языка Предметно-языковое интегрированное обучение – общее выражение, относящееся любому обучению неязыкового предмета посредством второго или иностранного языка. Оно предполагает баланс, равновесие между изучением предмета и языка. Неязыковой предмет приобретается через второй язык, и второй язык развивается посредством неязыкового предмета. Образовательный подход сформировался в середине 90-х годов XX века в Европе как результат развития и слияния билингвального и межпредметного обучения и базируется на культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

Имеются несколько причин, почему Предметно-языковое интегрированное обучение практикуется активно по всей Европе, начиная со старшей группы детского сада до высшего образования. Все эти преимущества были описаны в виде измерений (dimensions – основные причины) и фокусов (focuses-производные причины) Дэвидом Маршом (David Marsh, 2002) : I. Культурное измерение (Culture Dimension):
  1. 1. Создает межкультурной диалог и взаимопонимание;
  2. 2. Развивает межкультурные связи общения;
  3. 3. Ознакомляет особенностями соседних стран, регионов и/или групп национального меньшинства;
  4. 4. Представляет широкий культурный контекст.
II. Пространственное измерение (Environment Dimension):
  1. 1. Подготавливает к интернационализацию, особенно к общеевропейской интеграции;
  2. 2. Дает возможность получения международного сертификата;
  3. 3. Расширяет школьный профиль.
III. Языковое/Лингвистическое измерение (Language Dimension):
  1. 1. Развивает всеобщую иноязыковую компетенцию;
  2. 2. Развивает устные, коммуникативные навыки;
  3. 3. Расширяет компетентность на двух языках: родном и иностранном;
  4. 4. Развивает многоязыковые интересы и позиции;
  5. 5. Помогает внедрять иностранный язык в учебный курс.
IV. Предметное измерение (Content Dimension):
  1. 1. Создает условия для изучения предмета с различных позиций;
  2. 2. Дает доступ к специальной терминологии изучаемого языка;
  3. 3. Готовит к дальнейшей учебе и/или работе.
V. Образовательное измерение (Learning Dimension):
  1. 1. Дополняет индивидуальные учебные навыки;
  2. 2. Вводит разнообразные методы и средства обучения;
  3. 3. Повышает мотивацию учащихся.

close