Моя миссия или какими я вижу своих подопечных через 10-15 лет ?
Ильдар Казнабаев,
учитель физики МАОУ "БЛИ №3" ГО г. Стерлитамак РБ
Сейчас мы живем в такую эпоху, когда из-за быстрого развития технологий в жизни одного человеческого поколения будет происходить смена нескольких культурных поколений. В наши дни под образованием понимается передача накопленного опыта подрастающему поколению. При таком подходе школы будут образовывать детей, т.е. передавать те знания и умения, которые, возможно, не пригодятся им во взрослой жизни. Очевидно, что согласно ФГОС вместо передачи ЗУН на передний план выходят личностные и надпрофессиональные (метапредметные) компетенции. К ним относится умение учиться. Например, в одной лекции директор направления "Молодые профессионалы" АСИ Дмитрий Песков обозначил, что сейчас родители с ребенком от рождения до 3 лет должны поддерживать его в умении мечтать, учить целеполаганию, мастерить вместе с ним, именно таким образом воспитывая в нем способность ставить себе цели и достигать их, развивать навыки к созиданию, творчеству. В период от 3 до 7 лет необходимо в первую очередь обучить ребенка программированию, нежели азбуке, то есть дать навыки алгоритмического мышления. В возрасте 7-12 лет ребенок должен приобрести навык обучаться вместе с искусственным интеллектом, который позволит ему автоматизировать рутинные дела и посвятить себя творчеству, созданию чего-то нового. В старших классах нужно работать над получением дополнительных навыков, например, умением создавать проекты и стартапы.
Какими универсальными компетенциями (метапредметными, soft & hard skills) должен овладеть школьник и как формировать их? С будущими надпрофессиональными компетенциями и профессиями можно ознакомиться в Атласе новых профессией АСИ http://atlas100.ru . Также, например, на Всемирном экономическом форуме в Давосе были названы следующие 10 востребованных профессиональных навыков к 2020 году. Среди них следующие:
- Комплексное многоуровневое решение проблем (Complex problem solving).
- Критическое мышление (Critical thinking).
- Креативность (Creativity).
- Умение управлять и взаимодействовать с людьми (People management & Coordinating with others).
- Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence).
- Формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decision-making).
- Клиентоориентированность (Service orientation).
- Умение вести переговоры (Negotiation).
- Гибкость ума (Cognitive flexibility).
Конечно, любой наставник должен быть в тренде современных подходов, требований не только нынешних реалий (ФГОС), но ближайшего будущего и опираться на них в своей деятельности.
В связи с этим я бы хотел поделиться своим видением. Я условно выделил для себя следующие принципы, которые взаимодополняют друг друга и осуществление которых позволит реализовать среду для формирования вышеуказанных компетенций:
1. Междисплинарность. Известно, что новые технологии зарождаются на стыке наук, сейчас и в будущем востребованы специалисты широкого профиля, имеющие комплексные знания в нескольких областях для решения поставленных задач. Например, в ОИЯИ (Дубна) мне посчастливилось ознакомиться с достижениями в лечении онкологических заболеваний с помощью протонной терапии, которая предполагает привлечение специалистов в таких областях, как онкология и ядерная физика. Возможен другой вариант: программист со знаниями физики для прикладных исследований по обработке и анализу данных, получаемых в будущем коллайдере NICA. Однако в школах изучение естественнонаучных предметов поставлено отдельно и невзаимосвязанно, следовательно, не формируется комплексное представление о науке и мире в целом. Практика показывает, что данная проблема решается частично учителями, которые получили инженерное образование и выбрали профессию педагога или у которых в дипломе две специальности. В моем случае специальность «физика и информатика» выручает меня, то есть позволяет находить связи и делать различные межпредметные проекты. Современная школа должна обеспечить междисциплинарность образовательной деятельности за счет организации межпредметных мероприятий, например, за счет организации межпредметных кружковых занятий, летних проектных школ. Продуктивно было бы участвовать в международных образовательных программах: S'Cool LAB Summer CAMP в Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN) в г. Женева, Швейцария, Space Camp в Ракетно-космическом центре (USSRC) в г. Хантсвилл, США.
2. Проектная деятельность. Проектная работа с учащимися приближена больше к реальностям профессиональной деятельности и потому является эффективной средой для формирования вышеуказанных навыков. Я бы хотел отметить некоторые моменты. Сейчас многие педагоги выдают за проектную работу различные практические и лабораторные работы, то есть имитируют видимость проектной деятельности. Конечно, никто не отрицает их пользу. Дело в том, что в них учащиеся не проходят через полный жизненный цикл проекта: от выявления проблемы, ее формулировки, постановки цели и до реализации, коммерциализации, утилизации проектного продукта. В большинстве случаев учителя сами выявляют проблему, формулируют ее и выделяют пути ее решения, а ученику остается только выполнить те самые шаги реализации проекта и выступить на конференции. С таким подходом мы воспитываем только исполнителя, у которого не формируется комплексное видение проблемы и, следовательно, навыки творческого подхода в создании проекта. Как говорили в Школе наставников проектного обучения в ИЦ «Сколково», проекты должны ориентироваться на те направления, рынки, где ожидаются технологические прорывы России к 2035 году согласно программе НТИ. Проекты, называемые детско-взрослыми, должны соответствовать реальным требованиям со стороны профессионального сообщества, то есть соответствовать тем же правилам, что и «взрослые» проекты. Например, в нашем лицее действует олимпиадная и кружковая лаборатория «Траектория», в рамках которой участники принимают участие в образовательных проектах согласно программам НТИ и СНТР, работают над проектами естественно-научной и инженерно-технической направленности. Школа будущего должна ориентироваться на технологии будущего и обладать современной материально-технической базой для дополнительного образования (иметь наборы по электронике и робототехнике, 3D принтеры и сканеры, лазерные граверы, фрезерные станки с ЧПУ, VR очки и т д.), а также соответствующим педагогическим коллективом для реализации полноценной проектной деятельности.
3. Мультиязычность и мультикультурность (CLIL). Известно, что в век глобализации и интеграции знание английского языка и других деловых языков важно и необходимо. Английский язык является langua franca, т. е. языком международного общения, науки и технологий в качестве обязательного условия для профессиональной деятельности. Отметим, что владение с ранних лет несколькими языками благоприятно влияет на развитие ребенка. Мультилингвальные дети обладают широким доступом к информации, возможностью оценить ее с разных языковых перспектив, они более креативны, легче адаптируются, интегрируются в любое другое языковое и культурное сообщество. Такие дети будут более успешны во взрослой жизни. Известно, что младенец не изучает язык за счет заучивания слов и грамматики, а овладевает им по ходу своей повседневной жизнедеятельности. Поэтому изучение и применение иностранного языка должно быть приближено к жизненным реальностям. Существуют различные подходы, реализующие погружение языковую среду. По-моему, Content and Language Integrated Learning (CLIL) является соответствующим современным требованиям подходом для российских школ, который позволяет создать среду за счет интеграции языка и предмета, где обучающиеся смогут овладеть уровнем владения языка CALP для профессиональной деятельности в будущем без ущерба для освоения изучаемого предмета. К данному подходу я пришел после собственной практики: студенчество и учительство в школе, где естественнонаучные предметы преподавались на английском языке. Знакомство с CLIL и ее применение мной в педпрактике легли в основу моей дипломной работы, которая раскрывала методику применения данного подхода при выполнении учащимися лабораторных работ. Работа была защищена как проект, выделяющий формируемые предметные, метапредметные, языковые (коммуникативные) и культурные компетенции, и предлагала способ их оценивания. Например, в целях формирования навыков предлагалось провести детские конкурсы выступлений на иностранном языке в формате TEDTalks, ScienceSlam. Таким образом, многоязычие и толерантность к различным культурам должны лечь основу деятельности современной школы.
4. Гендерность. Раздельное обучение позволяет воспитывать мальчиков мужчинами, девочек женщинами. Так как мальчики отстают в психологическом и физиологическом развитии от девушек, при гендерном подходе можно их обучать, воспитывать согласно их развитию и избежать конкуренции между полами, равного оценивания себя с противоположным полом, формирования комплекса неудачника у мальчиков.
5. Наставничество, тьюторство. Очевидно, что учителя являются проводниками своих учеников в будущее. Учителя в роли наставника, ментора или тьютора закладывают фундамент для самореализации в жизни, профессионального самоопределения своих подопечных. Благодаря наставничеству учителю удается подготовить «олимпиадников», помочь ученикам занимать призовые места в конкурсах, окунуться в увлекательный мир науки и технологий. В большой части сама личность учителя влияет на всестороннее развитие учащегося. Стоит отметить, что никакое онлайн/электронное образование даже с искусственным интеллектом не заменит живое общение, взаимодействие между наставником и его воспитанниками со слабой мотивацией из поколения Z. К вопросу эссе можно подойти через призму личности учителя, наставника. Каким должен быть учитель, наставник, ментор нового поколения Z? Учитель, как образец для подражания, должен обладать теми личностными и надпрофессиональными компетенциями и вобрать в себя те качества, которые будут востребованы через 10-15 лет. В связи с этим в современной школе для наставника, учителя должна быть создана среда для его самореализации как профессионала. Следовательно, школа должна обеспечивать методологическую поддержку учителям и поощрять их самообразование в рамках повышения квалификации и обмена педагогическим мастерством.
6. Творческая свобода. К сожалению, в образовании России сложившаяся ситуация такова, что школы ограничиваются малым числом педколлектива, нагружая его большим количеством часов. В свою очередь учителя вынуждены брать много часов для материального обеспечения себя и семьи, ограничивая свое свободное время для творчества и работая по “конвейерному” принципу в обучении. Как отмечал В.А.Сухомлинский, “свободное время – важнейшее условие духовного роста педагога”, без которого невозможно педагогическое творчество. Современная школа должна создать условия для свободного творчества и самореализации членов своего коллектива с разумной и достойнооплачиваемой нагрузкой основных часов, с поощрением работы с учащимися во внеурочное время. Только при этом условии учитель будет иметь возможность восстанавливаться, заряжаться энергией и затем отдавать детям свое богатство.
Вышеперечисленные принципы выделены мной как необходимые условия исходя из моей педпрактики, именно они определяют основу моего поиска и самореализации как учителя-наставника в целях воспитания нынешних школьников в качестве востребованных инженеров, программистов, ученых и технологических предпринимателей в будущем.